Главная » Статьи » Конспекты уроков |
Цель урока: формирование умения писать с заглавной буквы Ф.И.О., клички животных, названия рек, городов, улиц, имен сказочных персонажей. Задачи: Образовательные: закрепить понятие «имя собственное»; Развивающие: развитие речи и коррекция ее недостатков, развитие познавательных процессов; Воспитательные: воспитание познавательного интереса. Оборудование: компьютер, презентация. Ход урока.
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! (слайд 1)
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Вы любите сказки? Я знаю, что все на свете и взрослые, и дети любят сказки. Вот и мы на этом уроке побываем в сказке. А совершим мы путешествие в страну, которая находится: За горами, за лесами За широкими морями, Не на небе, на земле Есть одна страна В великом русском языке … ЗАДАНИЕ №1 (на доске таблички со словом: БОЛЬШЕБУКОВКА, пропущены гласные буквы, надо их расставить в заданном порядке) - Проверьте, правильно ли вы вставили буквы (слайд 2) - Дорога предстоит трудная, много препятствий (слайд 3,4) и цель нашего путешествия – добраться до замка королевы Буквины и ответить на вопрос, почему эта страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА. - В ходе нашего путешествия мы будем вести дневник, в котором будем записывать все самое интересное. А дневником нам будет служить наша тетрадь. Готовы? Тогда вперед! Прежде чем-что либо писать, давайте подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика (пальцы обеих рук сложены «щепотью»; руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок) Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся (на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются) Разожмутся (пальцы сильно растопыриваются в стороны) То зароются в песке (снова сложив пальцы, руками поочередно совершаются движения, как будто закапываются в песок) - Делаем первую запись – число и классная работа. Минутка чистописания – БОЛЬШЕБУКОВКА. - Ребята, а как вы думаете, почему в чистописании нам встретилось именно это слово? Где мы используем большие буквы? Как по-другому их можно назвать? (заглавные) Сегодня мы будем закреплять тему: «Правописание имен собственных» (слайд 5)
- Путешествие будет нелегким, поэтому к нам пришел гость (слайд 6). Ребята, а кто это? (ученый кот) Он будет всю дорогу вам помогать. Задание: из набора слов отберите те слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? Слова: человек, холодная, играть, румяная, ваза, светит, кот. - Вы сказали кот, и я сразу вспомнила, а ведь Ученый кот прислал вам загадку. Попробуете отгадать? Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на земле? И у бабушки есть, И у лошадки есть, И у дедушки есть, И у собачки есть, И у мамы есть, Чтобы его узнать, И у папы есть, Надо вслух назвать. Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. А кто-нибудь знает значение своего имени? Ученый кот раскрыл тайну ваших имен (слайд 7) - Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живет страшный БУКВОЕД (слайд 8), и чтобы мы спокойно прошли лес, нам нужно правильно выполнить его задание и не угодить в ловушки, которые он расставил. Задание: сложи из слогов имена. - А что вы помните про то, как пишутся имена людей? Открытие №1 (слайд 9) - А впереди завал. Недавно в стране БОЛЬШЕБУКОВКЕ пронесся ураган и завалил тропинку, нам нужно разобрать его (слайд 10). Задание: расшифруй слово – ФА МИ ЛИ Я – это словарное слово, запись в словарик, деление на слоги ,ударение (слайд 11). - А знаете, что еще 150-200 лет назад у большинства людей и фамилии то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась … Беляков. Некоторые фамилии образовывались от места жительства: Москвичев, от названия профессии – Каменщиков, от названия животных, растений: Кошкин, Ландышев. - Ну а теперь предстоит разобрать завал (слайд 12). На каждом камешке написана фамилия. Нам надо записать их по порядку, но сначала вспомните, с какой буквы будем писать фамилии? Возникла от названия (у доски работает ученик, остальные пишут в тетрадях): 1.животного, 2. имени, 3. города, 4. профессии, 5. растения (слайд 13) ОТКРЫТИЕ №2 (слайд 14) - Кроме фамилии и имени что еще есть у человека? (отчество) Как вы думаете, как оно образовывается? (от имени отца) А как нужно писать отчество? ОТКРЫТИЕ №3 (слайд 15) - Мы с вами миновали лесные ловушки, расставленные БУКВОЕДОМ и добрались до реки. Нам предстоит переправиться на другой берег. Для этого нам необходимо построить плот из бревен (слайд 16) Задание: отыщите вторые половинки бревен, на которых написаны клички животных. Но сначала послушаем стихотворение (запись на доске): Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали коровенку. А еще у них была Собачонка Мурка. - Что вас заставило улыбнуться? Что в стихотворении не так? Наведем порядок и тем самым построим плот. Начнем с последней строчки. - Почему мы клички животных тоже будем писать с большой буквы. ОТКРЫТИЕ №4 (слайд 17)
- Пока мы шли по лесу и строили плот, вы скорее всего устали, так давайте отдохнем. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вы приседаете. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, вы хлопаете над головой в ладоши. Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козел Бодун, воробей Тишка, поросенок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?
- Ну наконец мы с вами добрались до города Буквинска (слайд 18). А вам интересно кто живет в этом городе? Вы сможете это узнать, если правильно всех отгадаете. Загадки:
Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит)
Летает он всех выше (Карлсон)
А имя ее от слова зола (Золушка)
На земле и под водой Ищет ключик золотой (Буратино) Задание: запишите имена сказочных героев , сверху над словом поставь номер дома, в котором живет герой (у доски работает ученик). ОТКРЫТИЕ №5 (слайд 19) - Прочитайте названия улиц города Буквинска (слайд 20). С какой буквы они написаны? Почему? ОТКРЫТИЕ №6 (слайд 21)
- Мы добрались до замка королевы Буквины и теперь сможем ответить на главный вопрос (слайд 22): почему ее страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА? - Какие слова мы называем именами собственными? - Королева Буквина приготовила для вас последнее испытание, и от того как мы его выполним, зависит на каком виде транспорта мы отправимся домой. Дифференцированная самостоятельная работа (в парах): 1 вариант (на карточках): Каким предметам можно дать имя? Придумай и запиши его. Город – Ваза – Мальчик – Пес – Улица – Река – 2 вариант: Напиши имена собственные в следующем порядке: Имя – Фамилия – Отчество – Название города – Название реки – Имя сказочного героя – 3 вариант: Подчеркни имена собственные: Озеро. Сережа, Ока, город, Петров, Москва, Иванович, сорока, Буратино, доктор. - Молодцы, справились с заданием, получайте конвертики с изображением того вида транспорта, на котором вы отправитесь домой. Задание: сложи разрезную картинку (самолет, поезд, машина, корабль) (слайд 23)
- Так и о чем же мы с вами говорили сегодня на уроке? Какие правила мы должны знать? - Что запомнилось больше всего? - Что понравилось? - Что не понравилось? - Урок закончен (слайд 24). | |
Просмотров: 985 | |
Всего комментариев: 0 | |