ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН)      

        1 сентября 2016 года вступили в силу новые стандарты (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 

        Новые стандарты утверждены Приказами Минобнауки России № 1598, № 1599 от 19.12.2014 г. Они представляют собой совокупность обязательных требований к адаптированным образовательным программам, которые предлагают школы и другие организации, осуществляющие образовательную деятельность. Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенций ООН о правах ребенка и о правах инвалидов. При разработке стандарта учитывались региональные, национальные и этнокультурные потребности граждан Российской Федерации.

        В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Методические рекомендации разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).

Общие положения

        Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и разработки АООП в образовательной организации выглядит нижеследующим образом:

2016 – 2017 учебный год – 1 классы

2017 – 2018 учебный год – 1 и 2 классы

2018 – 2019 учебный год – 1,2 и 3 классы

2019 – 2020 учебный год – 1,2, 3 и 4 классы.

        Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по АОП, осуществляется по ним до завершения обучения [2, 3]. Следовательно, обучающиеся 2 – 12-х классов, не участвующие в поэтапном переходе на федеральные государственные образовательные стандарты, должны продолжать обучение по рекомендованным ПМПК АОП, начатое до внедрения с 1 сентября 2016 года ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.  

        Учет индивидуальных возможностей  ребенка с ОВЗ обеспечивают разные варианты  АООП ОО: цензовый-общеобразовательный, цензовый (пролонгированный), нецензовый, нецензовый индивидуальный.

        При этом каждый уровень образования должен обеспечивать ребенку не только адекватные его потенциалу знания, умения, навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей. Реализация принципов интегрированного образования наиболее целесообразна при первом и втором вариантах  реализации АООП.

Инфографика Образовательный потенциал ребенка с ОВЗ
http://минобрнауки.рф/инфографика/6840

Инфографика Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
http://минобрнауки.рф/инфографика/6376

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Приказ Министерства образования и науки № 1598 от 19.12.2014г.

Деятельность педагога, учителя - предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов в образовательное пространство

 Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

«Примерные рабочие программы для реализации ФГОС ОВЗ» – http://adaptation.prosv.ru.

                                                                                                                  НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 Документы по ФГОС для детей с ОВЗ

 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы введения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ Ресурс

 Примерный перечень основных мероприятий, проводимых ОО по подготовке к введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗРесурс

 Права и обязанности обучающихся с ОВЗ Ресурс

 Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ

Список используемых сокращений

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ФГОС НОО ОВЗ – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

ФГОС О у/о – федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

АООП ОО – адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации;

АОП – адаптированная образовательная программа;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации;

СИПР – специальная индивидуальная программа развития.

ФГОС в нашей школе

        С 1 сентября в нашем учреждении также введен ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Реализуется АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 1, а также АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР - вариант 2. 

         Согласно АООП в образовательной и воспитательной деятельности реализуются следующие программы: 

  • Программа формирования базовых учебных действий;
  • Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов;
  • Программа духовно-нравственного развития;
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • Программа коррекционной работы;
  • Программа внеурочной деятельности.  

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант)

Методическеое пособие. Адаптация образовательной программы обучающегося с РАС.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Методическое пособие.

Видеоматериалы

 Внедрение ФГОС ДО для детей с ОВЗfile

 Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОСfile

 Проект СФГОС начального образования глухих детейfile

 Вебинар «Использование интерактивных игр в обучении чтению детей с ОВЗ»file

 Профилактическая работа по нарушению письменной речи у детей с речевыми расстройствамиfile

 Активизация внимания и памяти у детей с ОВЗfile

 Вебинар «Новые подходы к обучению чтению у детей с задержкой речевого развития»file

 Вебинар "Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха"file

 Вопрос-ответfile


Copyright MyCorp © 2024