Главная » Статьи » Конспекты уроков

Конспект урока письма по теме: «Правописание имен собственных».

Цель урока: формирование умения писать с заглавной буквы Ф.И.О., клички животных, названия рек, городов, улиц, имен сказочных персонажей.

Задачи:

Образовательные: закрепить понятие «имя собственное»;

Развивающие: развитие речи и коррекция ее недостатков, развитие познавательных процессов;

Воспитательные: воспитание познавательного интереса.

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

(слайд 1)

  1. Постановка цели урока.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Вы любите сказки? Я знаю, что все на свете и взрослые, и дети любят сказки. Вот и мы на этом уроке побываем в сказке. А совершим мы путешествие в страну, которая находится:

За горами, за лесами

За широкими морями,

Не на небе, на земле

Есть одна страна

В великом русском языке …

ЗАДАНИЕ №1 (на доске таблички со словом: БОЛЬШЕБУКОВКА, пропущены гласные буквы, надо их расставить в заданном порядке)

- Проверьте, правильно ли вы вставили буквы (слайд 2)

- Дорога предстоит трудная, много препятствий (слайд 3,4) и цель нашего путешествия – добраться до замка королевы Буквины и ответить на вопрос, почему эта страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА.

- В ходе нашего путешествия мы будем вести дневник, в котором будем записывать все самое интересное. А дневником нам будет служить наша тетрадь. Готовы? Тогда вперед! Прежде чем-что либо писать, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика (пальцы обеих рук сложены «щепотью»; руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся (на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся (пальцы сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке (снова сложив пальцы, руками поочередно совершаются движения, как будто закапываются в песок)

- Делаем первую запись – число и классная работа. Минутка чистописания – БОЛЬШЕБУКОВКА.

- Ребята, а как вы думаете, почему в чистописании нам встретилось именно это слово? Где мы используем большие буквы? Как по-другому их можно назвать? (заглавные) Сегодня мы будем закреплять тему: «Правописание имен собственных» (слайд 5)

  1. Подготовительный этап.

- Путешествие будет нелегким, поэтому к нам пришел гость (слайд 6). Ребята, а кто это? (ученый кот) Он будет всю дорогу вам помогать.

Задание: из набора слов отберите те слова, которые отвечают на вопросы: кто? что?

Слова: человек, холодная, играть, румяная, ваза, светит, кот.

- Вы сказали кот, и я сразу вспомнила, а ведь Ученый кот прислал вам загадку. Попробуете отгадать?

Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на земле?

И у бабушки есть,                                        И у лошадки есть,

И у дедушки есть,                                         И у собачки есть,

И у мамы есть,                                              Чтобы его узнать,

И у папы есть,                                               Надо вслух назвать.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. А кто-нибудь знает значение своего имени? Ученый кот раскрыл тайну ваших имен (слайд 7)

      - Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живет страшный БУКВОЕД (слайд 8), и чтобы мы спокойно прошли лес, нам нужно правильно выполнить его задание и не угодить в ловушки, которые он расставил.

Задание: сложи из слогов имена.

- А что вы помните про то, как пишутся имена людей?

Открытие №1 (слайд 9)

- А впереди завал. Недавно в стране БОЛЬШЕБУКОВКЕ пронесся ураган и завалил тропинку, нам нужно разобрать его (слайд 10).

Задание: расшифруй слово – ФА МИ ЛИ Я – это словарное слово, запись в словарик, деление на слоги ,ударение (слайд 11).

- А знаете, что еще 150-200 лет назад у большинства людей и фамилии то не было. Были прозвища. А какие интересные получались фамилии от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получалась … Беляков. Некоторые фамилии образовывались от места жительства: Москвичев, от названия профессии – Каменщиков, от названия животных, растений: Кошкин, Ландышев.

- Ну а теперь предстоит разобрать завал (слайд 12). На каждом камешке написана фамилия. Нам надо записать их по порядку, но сначала вспомните, с какой буквы будем писать фамилии?

Возникла от названия (у доски работает ученик, остальные пишут в тетрадях):

1.животного, 2. имени, 3. города, 4. профессии, 5. растения (слайд 13)

ОТКРЫТИЕ №2 (слайд 14)

- Кроме фамилии и имени что еще есть у человека? (отчество) Как вы думаете, как оно образовывается? (от имени отца) А как нужно писать отчество?

ОТКРЫТИЕ №3 (слайд 15)

- Мы с вами миновали лесные ловушки, расставленные БУКВОЕДОМ и добрались до реки. Нам предстоит переправиться на другой берег. Для этого нам необходимо построить плот из бревен (слайд 16)

Задание: отыщите вторые половинки бревен, на которых написаны клички животных. Но сначала послушаем стихотворение (запись на доске):

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали коровенку.

А еще у них была

Собачонка Мурка.

- Что вас заставило улыбнуться? Что в стихотворении не так? Наведем порядок и тем самым построим плот. Начнем с последней строчки.

- Почему мы клички животных тоже будем писать с большой буквы.

ОТКРЫТИЕ №4 (слайд 17)

  1. Физкультминутка.

- Пока мы шли по лесу и строили плот, вы скорее всего устали, так давайте отдохнем. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вы приседаете. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, вы хлопаете над головой в ладоши.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козел Бодун, воробей Тишка, поросенок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?

  1. Продолжение работы по теме урока.

- Ну наконец мы с вами добрались до города Буквинска (слайд 18). А вам интересно кто живет в этом городе? Вы сможете это узнать, если правильно всех отгадаете.

Загадки:

  • Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

  • Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше (Карлсон)

  • Она красива и мила,

А имя ее от слова зола (Золушка)

  • Человек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой (Буратино)

Задание: запишите имена сказочных героев , сверху над словом поставь номер дома, в котором живет герой (у доски работает ученик).

ОТКРЫТИЕ №5 (слайд 19)

- Прочитайте названия улиц города Буквинска (слайд 20). С какой буквы они написаны? Почему?

ОТКРЫТИЕ №6 (слайд 21)

  1. Закрепление знаний.

- Мы добрались до замка королевы Буквины и теперь сможем ответить на главный вопрос (слайд 22): почему ее страна называется БОЛЬШЕБУКОВКА?

- Какие слова мы называем именами собственными?

- Королева Буквина приготовила для вас последнее испытание, и от того как мы его выполним, зависит на каком виде транспорта мы отправимся домой.

Дифференцированная самостоятельная работа (в парах):

1 вариант (на карточках):

Каким предметам можно дать имя? Придумай и запиши его.

Город –

Ваза –

Мальчик –

Пес –

Улица –

Река –

2 вариант:

Напиши имена собственные в следующем порядке:

Имя –

Фамилия –

Отчество –

Название города –

Название реки –

Имя сказочного героя –

3 вариант:

Подчеркни имена собственные:

Озеро. Сережа, Ока, город, Петров, Москва, Иванович, сорока, Буратино, доктор.

- Молодцы, справились с заданием, получайте конвертики с изображением того вида транспорта, на котором вы отправитесь домой.

Задание: сложи разрезную картинку (самолет, поезд, машина, корабль) (слайд 23)

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Так и о чем же мы с вами говорили сегодня на уроке? Какие правила мы должны знать?

- Что запомнилось больше всего?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Урок закончен (слайд 24).

Категория: Конспекты уроков | Добавил: dewinflower (13.11.2018)
Просмотров: 908 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024